Мариинский театр в Санкт-Петербурге — один из самых известных театров России и мира. Его история начинается с XVIII века, когда были заложены основы для будущего культурного центра. Рассмотрим историю проектирования, строительства и создания театра шаг за шагом.

Основание Большого Каменного театра (предшественника Мариинского)

  1. Создание театральной труппы
    История Мариинского театра начинается с указа Екатерины II от 12 июля 1783 года о создании театрального комитета «для управления зрелищами и музыкой». В рамках этого указа было принято решение построить первое монументальное здание для театральных постановок в Санкт-Петербурге.
  2. Строительство Большого Каменного театра
    • Театр был построен на Карусельной площади (позже переименованной в Театральную) по проекту итальянского архитектора Антонио Ринальди.
    • Здание было выполнено в стиле классицизма и стало крупнейшим театром Европы того времени.
    • Открытие состоялось 5 октября 1783 года оперой Джованни Паизиелло «Лунный мир».
  3. Реконструкция Тома де Томона
    В начале XIX века архитектор Жан-Франсуа Тома де Томон провел реконструкцию здания, изменив его внутреннюю планировку и внешний облик. Однако в ночь на 1 января 1811 года театр пострадал от пожара, уничтожившего внутреннее убранство.
  4. Использование здания до середины XIX века
    После восстановления Большой Каменный театр продолжал функционировать до конца XIX века, пока не был признан аварийным. На его месте позже была построена Санкт-Петербургская консерватория.

Создание Мариинского театра

Строительство Театра-Цирка

  1. Проектирование циркового здания
    В 1847 году архитектор Альберто Кавос спроектировал здание Театра-Цирка на противоположной стороне Театральной площади (на месте современного Мариинского). Оно предназначалось для цирковых представлений, но также имело сцену для драматических спектаклей.
  2. Пожар в Театре-Цирке
    В ночь на 26 января 1859 года здание Театра-Цирка сгорело дотла, оставив только каменные стены.

Проектирование нового здания

  1. Назначение Альберто Кавоса архитектором нового проекта
    После пожара император Александр II поручил Альберто Кавосу разработать проект нового здания для Императорских театров.
  2. Архитектурные особенности проекта Кавоса
    • Новый театр был спроектирован в стиле позднего классицизма с элементами эклектики.
    • Зрительный зал получил подковообразную форму для улучшения акустики.
    • Были предусмотрены отдельные парадные входы для царской ложи и ложи министра императорского двора.
    • Фасад украшали пилястры тосканского, ионического и коринфского ордеров.
  3. Строительство нового здания
    Строительство началось летом 1859 года и завершилось осенью 1860 года — всего за полтора года. Работы велись интенсивно, несмотря на нехватку материалов.

Открытие Мариинского театра

  1. Торжественное открытие
    Новый театр был назван Мариинским в честь супруги Александра II — императрицы Марии Александровны. Открытие состоялось 2 октября (14 октября по новому стилю) 1860 года оперой Михаила Глинки «Жизнь за царя».
  2. Особенности интерьера
    • Зрительный зал был украшен лепниной, позолотой и живописным плафоном работы Энрико Франчиолли.
    • Центральное место занимала хрустальная люстра, освещавшая зал газовым светом.
    • Парадный занавес изображал сцены из античной мифологии.

Реконструкции конца XIX века

  1. Перестройки Виктора Шретера (1883–1896)
    Архитектор Виктор Шретер провел несколько реконструкций:

    • Увеличил фойе и добавил новые лестницы для удобства зрителей.
    • Заменил деревянные конструкции металлическими балками.
    • Расширил сценическую коробку и улучшил вентиляцию.
  2. Добавление символов эпохи
    В конце XIX века фасад украсили статуями композиторов Михаила Глинки и Александра Серова (позже замененными декоративными вазами).

Советский период

  1. Национализация после революции
    После Октябрьской революции театр стал государственным учреждением под управлением Наркомпроса.
  2. Переименование в Кировский театр
    В 1935 году театр получил имя Сергея Кирова, которое носил до возвращения исторического названия в 1992 году.
  3. Военные годы
    Во время Великой Отечественной войны здание сильно пострадало от бомбардировок, но было восстановлено к осени 1944 года.
  4. Реконструкция советских лет (1966–1970)
    Под руководством Софьи Гельфер были модернизированы инженерные системы, а также построены новые корпуса со стороны улицы Союза Печатников.

Новые этапы развития

  1. Возвращение исторического имени
    В январе 1992 года театру вернули название «Мариинский».
  2. Расширение комплекса
    • В 2006 году открыт Концертный зал Мариинского театра.
    • В мае 2013 года введена в эксплуатацию новая сцена — Мариинка-2, спроектированная канадским архитектором Джеком Даймондом.
    • Сцена во Владивостоке открыта в 2016 году как филиал Мариинки.
  3. Современные достижения Мариинский театр является одним из ведущих мировых центров оперы и балета, сохранив богатую историю и традиции искусства.

Мариинский театр прошел долгий путь от своего предшественника — Большого Каменного театра — до современного многофункционального комплекса мирового уровня с филиалами по всей России. Его архитектура отражает богатую историю Петербурга, а репертуар сохраняет лучшие традиции русского искусства вместе с новаторскими постановками современности.

От igor5

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *