Мариинский театр в Санкт-Петербурге — один из самых известных театров России и мира. Его история начинается с XVIII века, когда были заложены основы для будущего культурного центра. Рассмотрим историю проектирования, строительства и создания театра шаг за шагом.
Основание Большого Каменного театра (предшественника Мариинского)
- Создание театральной труппы
История Мариинского театра начинается с указа Екатерины II от 12 июля 1783 года о создании театрального комитета «для управления зрелищами и музыкой». В рамках этого указа было принято решение построить первое монументальное здание для театральных постановок в Санкт-Петербурге. - Строительство Большого Каменного театра
- Театр был построен на Карусельной площади (позже переименованной в Театральную) по проекту итальянского архитектора Антонио Ринальди.
- Здание было выполнено в стиле классицизма и стало крупнейшим театром Европы того времени.
- Открытие состоялось 5 октября 1783 года оперой Джованни Паизиелло «Лунный мир».
- Реконструкция Тома де Томона
В начале XIX века архитектор Жан-Франсуа Тома де Томон провел реконструкцию здания, изменив его внутреннюю планировку и внешний облик. Однако в ночь на 1 января 1811 года театр пострадал от пожара, уничтожившего внутреннее убранство. - Использование здания до середины XIX века
После восстановления Большой Каменный театр продолжал функционировать до конца XIX века, пока не был признан аварийным. На его месте позже была построена Санкт-Петербургская консерватория.
Создание Мариинского театра
Строительство Театра-Цирка
- Проектирование циркового здания
В 1847 году архитектор Альберто Кавос спроектировал здание Театра-Цирка на противоположной стороне Театральной площади (на месте современного Мариинского). Оно предназначалось для цирковых представлений, но также имело сцену для драматических спектаклей. - Пожар в Театре-Цирке
В ночь на 26 января 1859 года здание Театра-Цирка сгорело дотла, оставив только каменные стены.
Проектирование нового здания
- Назначение Альберто Кавоса архитектором нового проекта
После пожара император Александр II поручил Альберто Кавосу разработать проект нового здания для Императорских театров. - Архитектурные особенности проекта Кавоса
- Новый театр был спроектирован в стиле позднего классицизма с элементами эклектики.
- Зрительный зал получил подковообразную форму для улучшения акустики.
- Были предусмотрены отдельные парадные входы для царской ложи и ложи министра императорского двора.
- Фасад украшали пилястры тосканского, ионического и коринфского ордеров.
- Строительство нового здания
Строительство началось летом 1859 года и завершилось осенью 1860 года — всего за полтора года. Работы велись интенсивно, несмотря на нехватку материалов.
Открытие Мариинского театра
- Торжественное открытие
Новый театр был назван Мариинским в честь супруги Александра II — императрицы Марии Александровны. Открытие состоялось 2 октября (14 октября по новому стилю) 1860 года оперой Михаила Глинки «Жизнь за царя». - Особенности интерьера
- Зрительный зал был украшен лепниной, позолотой и живописным плафоном работы Энрико Франчиолли.
- Центральное место занимала хрустальная люстра, освещавшая зал газовым светом.
- Парадный занавес изображал сцены из античной мифологии.
Реконструкции конца XIX века
- Перестройки Виктора Шретера (1883–1896)
Архитектор Виктор Шретер провел несколько реконструкций:- Увеличил фойе и добавил новые лестницы для удобства зрителей.
- Заменил деревянные конструкции металлическими балками.
- Расширил сценическую коробку и улучшил вентиляцию.
- Добавление символов эпохи
В конце XIX века фасад украсили статуями композиторов Михаила Глинки и Александра Серова (позже замененными декоративными вазами).
Советский период
- Национализация после революции
После Октябрьской революции театр стал государственным учреждением под управлением Наркомпроса. - Переименование в Кировский театр
В 1935 году театр получил имя Сергея Кирова, которое носил до возвращения исторического названия в 1992 году. - Военные годы
Во время Великой Отечественной войны здание сильно пострадало от бомбардировок, но было восстановлено к осени 1944 года. - Реконструкция советских лет (1966–1970)
Под руководством Софьи Гельфер были модернизированы инженерные системы, а также построены новые корпуса со стороны улицы Союза Печатников.
Новые этапы развития
- Возвращение исторического имени
В январе 1992 года театру вернули название «Мариинский». - Расширение комплекса
- В 2006 году открыт Концертный зал Мариинского театра.
- В мае 2013 года введена в эксплуатацию новая сцена — Мариинка-2, спроектированная канадским архитектором Джеком Даймондом.
- Сцена во Владивостоке открыта в 2016 году как филиал Мариинки.
- Современные достижения Мариинский театр является одним из ведущих мировых центров оперы и балета, сохранив богатую историю и традиции искусства.
Мариинский театр прошел долгий путь от своего предшественника — Большого Каменного театра — до современного многофункционального комплекса мирового уровня с филиалами по всей России. Его архитектура отражает богатую историю Петербурга, а репертуар сохраняет лучшие традиции русского искусства вместе с новаторскими постановками современности.